Вернуться к обычному виду
Версия для слабовидящих

Роль органов прокуратуры в защите конституционных прав граждан

19.12.2018

 

Роль органов прокуратуры в защите конституционных прав граждан 

 

12 декабря 2018 года в Российской Федерации отмечается 25-летие со дня принятия Конституции Российской Федерации. В Конституции закреплены основные права и свободы граждан Российской Федерации, и на органы прокуратуры возложена обязанность по защите и восстановлению нарушенных конституционных прав граждан.  

Свое начало органы прокуратуры берут со времен правления Петра I. 12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".  

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии. Однако такая ситуация просуществовала недолго. Уже в мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.  

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. 

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. 

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти. 

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» основным направлением надзорной деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод граждан.  

В надзорных действиях органы прокуратуры руководствуются положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. 

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите. 

Генеральным прокурором РФ на органы прокуратуры и их должностных лиц возложена обязанность конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов). 

Если обратиться к официальной статистике Генеральной прокуратуры РФ органами прокуратуры в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина за период с января по октябрь 2018 года выявлено 2 228 227 нарушений закона, принесено 191 805 протестов на противоречащие закону нормативны акты, направлено 364 224 исков, заявлений в суд, внесено 389 892 представлений об устранении нарушений закона, по ним привлечено к дисциплинарной ответственности 305 955 должностных лица, по постановлению прокурора привлечено 135 077 лиц к административной ответственности, предостережено 44 601 должностных  лиц о недопустимости нарушения закона, в правоохранительные органы направлено 8 943 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании, по ним возбуждено 7 871 уголовных дел.   

Если рассмотреть отдельные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, то можно отметить работу органов прокуратуры по надзору со соблюдением избирательных прав граждан. В 2018 году состоялись выборы в органы местного самоуправления. Во всех регионах органами прокуратуры был налажен обмен информацией с правоохранительными и контролирующими органами, избирательными комиссиями. Организованы дежурства и прием граждан. В частности при проведении выборов в органы местного самоуправления Кунашакского района в условиях использования современных информационных технологий и открытости выборов, выборы прошли без нарушений закона, которые могли бы повлиять на свободное волеизъявление избирателей. 

Органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением прав и законных интересов детей-сирот. За истекший период 2018 года в прокуратуру Кунашакского района с обращениями о нарушении жилищных прав обратились 20 граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории граждан установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем. В соответствии с Законом о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты, не имеющие в собственности жилого помещения, по достижении 18-летнего возраста обеспечиваются жильем вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. По результатам проведенных проверок прокуратурой района в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кунашакский районный суд были направлен исковые заявления о понуждении администрации района предоставить указанным лицам благоустроенные жилые помещения. Также 14.11.2018 Кунашакский районный суд признал бывшего руководителя Управления имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ по факту приобретения им непригодных жилых помещений для детей-сирот. Предварительное расследование данного уголовного дела производилось следователями Сосновского МСО СУ СК РФ по Челябинской области. Уголовное дело было возбуждено на основании материалов прокурорской проверки. 

Также органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением прав предпринимателей, снижению административных барьеров для бизнеса. Особое внимание уделяляется вопросу погашения задолженности по государственным и муниципальным контрактам. Наибольший ее размер зафиксирован в строительной отрасли, образовании и медицине. Если обратиться к статистическим данным Генеральной прокуратуры за 2017 год, системный надзор органов прокуратуры в тесном контакте с главами регионов, бизнес-сообществом позволили в прошлом году выплатить предпринимателям около 46 млрд. руб. В прошлом году сохранялась проблема избыточного контроля бизнеса. Прокурорами не согласовано 42 % внеплановых проверок. За допущенные нарушения к ответственности привлечено почти 13 тыс. должностных лиц контролирующих органов. Не устранены факты необоснованного вмешательства правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность. В 2017 г. прокурорами отменено почти 370 решений о возбуждении уголовных дел в отношении бизнесменов и постановлений о предъявлении им обвинений. Однако субъектам предпринимательской деятельности не стоит забывать о недопустимости с их стороны нарушений, которые приводят к нарушению прав и законных интересов людей, в частности к нарушению прав работников.  

Важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры является разрешение обращений граждан. В целом по стране число обращений ежегодно растет. В первую очередь граждан волнуют вопросы социальной направленности (трудовые и жилищные права, пенсии, сфера ЖКХ). Так, во исполнение поручения Президента Российской Федерации 12 декабря 2018 органы прокуратуры Челябинской области приняли участие в проведении общероссийского дня приема граждан. В этот день любой желающий гражданин мог обратиться к руководителям прокуратуры области, прокурорам районов, городов, специализированных прокуратур. Жители региона обращались лично, посредством телефонной связи и в режиме видеосвязи. Количество обратившихся граждан в органы прокуратуры области в этот день составило 160 человек (в 2017 году – 144). Наибольшее число граждан обратилось к прокурорам городов Челябинска, Коркино, Миасса, Нязепетровского района. Посетители жаловались на нарушения жилищного, земельного законодательства, указывали о проблемах в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выражали несогласие с бездействием судебных приставов-исполнителей, обжаловали решения органов следствия и дознания.

Непосредственно руководителями прокуратуры области принято 44 гражданина. Разрешение всех принятых 18 обращений непосредственно прокурором области поставлено на его личный контроль. Разрешение обращений, содержащих доводы о нарушениях федерального законодательства, поставлены в органах прокуратуры области на контроль. 

Таким образом, органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением конституционных прав граждан. Права, закрепленные в основном законе страны, законах и других нормативно-правовых актах должны безусловно соблюдаться всем органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицам, коммерческими и некоммерческими организациями. Для этого органами прокуратуры на постоянной основе осуществляется работа по защите и восстановлению прав граждан.  

 

 

Прокурор района 

старший советник юстиции 

П.Е. Киртянов 



Возврат к списку